- Contacts
- 186000, Республика Карелия, г.Олонец, ул.Красноармейская, д.16
- (8 814 36) 4-21-52
- det-gnomik@yandex.ru
Главная страница / Методическая страничка / страничка логопеда / Советы родителям / Консультация для родителей "С мячом играй - речь развивай"
Консультация для родителей "С мячом играй - речь развивай"Консультация для родителей «С мячом играй - речь развивай» 1. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных (ФРУКТЫ, ОВОЩИ, ТРАНСПОРТ И Т.Д.) называй» Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. Вариант 1. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. Взрослый - Овощи; Ребёнок- Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь. Взрослый - Фрукты; Ребёнок - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос. Взрослый: - Ягоды; Ребёнок -Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика. Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа: Ребенок: Овощи. 2. Игра с отбиванием мяча «Я знаю три названия животных (цветов)» и т.д. . Раз и два, и три, четыре — Все мы знаем в этом мире. Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости. Ход игры. Ребенок, ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте. 3. Игра с перебрасыванием мяча. «Животные и их детеныши» Знают наши дети всех зверят на свете. Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч , называет детеныша этого животного Группа 1. у тигра – тигрёнок; у кролика-…у белки — … у льва —…. у слона –…..у оленя –……у лося — 4. Игра с перебрасыванием мяча «Кто как разговаривает?» Мяч лови, да поскорей назови язык зверей. Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход игры. Вариант 1. Взрослый бросает мяч ребёнку, называя животных. Ребёнок, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова-мычит, тигр – рычит, змея –шипит,комар – пищит, собака- лает, волк - воет утка- крякает, свинья – хрюкает и т.д. Вариант 2. Взрослый, бросая ребенку мяч, спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д. 5. Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко» Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то — нет. Цель: развитие мышления, быстроты реакции. Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, спрашивает: — Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч, должен ответить: — Сорока стрекочет. Примеры вопросов: — Сова летает, а кролик? — Корова ест сено, а лиса? — Крот роет норки, а сорока? — Петух кукарекает, а курица? — Лягушка квакает, а лошадь? — У коровы теленок, а у овцы? — У медвежонка мама медведица, а у бельчонка? 6. Игра с перебрасыванием мяча «Кто где живёт?» Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей! Цель: закрепление знания о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. Взрослый - Кто живет в дупле? Ребёнок отвечает-Белка. Кто живет в скворечнике? Скворцы. Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д. Кто живет в будке? Собака Кто живет в улье? Пчелы Кто живет в норе? Лиса. Кто живет в логове? Волк Кто живет в берлоге? Медведь Вариант 2. Взрослый спрашивает бросая мяч ребёнку: Где живет медведь? - В берлоге. 7. Игра с перекатыванием мяча «Скажи ласково» Мячик маленький поймай, да словечком приласкай. Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. Ход игры. Взрослый, сидя на полу и перекатывая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар, а ребенок, возвращая мяч –шарик); Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний. Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — шапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики, трусы — трусики. 8. Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе?» Человек легко находит, что в природе происходит. Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна». Взрослый бросая мяч ребёнку спрашивает: солнце — что делает? Светит, греет; ручьи — что делают? Бегут, журчат; снег — что делает? Темнеет, тает; птицы — что делают? 9. Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение" Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю. Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций. Ход игры. Взрослый бросает мяч ребёнку, произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно. 10. Игра с отбиванием мяча «Кто как передвигается?» Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет. Цель: обогащение глагольного словаря, развитие мышления, внимания, ловкости. Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос: летает? ребенок, возвращая мяч, отбивая его об пол, должен на заданный вопрос ответить: Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки. Взрослый: плавают? Ребёнок: Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы и т.д. запасает); Утка (Летает, плавает, ныряет, крякает); Ворона (Летает, ходит, каркает, клюет); Змея (Ползет, шипит, извивается, жалит, нападает). 11. Игра с перебрасыванием мяча «Кто чем занимается?» Никогда мы не забудем, что умеют делать люди. Цель: закрепление знаний о профессии, обогащение глагольного словаря, развитие внимания, ловкости. Ход игры. Вариант 1. Бросая мяч ребенку, взрослый называет профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. Например: строитель - строит; повар -варит; носильщик (носит); чертежник (чертит); рабочий (работает); уборщица (убирает) художник (рисует) и т. д. Вариант 2. Взрослый называет глагол, а ребенок профессию (продает — продавец). (Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако). 12. Игра перебрасыванием мяча «Горячий — холодный» Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот. Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. Методическое указание. Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный», «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой. Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое — с противоположным значением. Взрослый: Горячий - Ребёнок: Холодный (Хороший - Плохой; Умный - Глупый ; Веселый - Грустный; Острый - Тупой; Гладкий - Шероховатый; Легкий - Тяжелый; Глубокий - Мелкий; Светлый - Темный; Добрый - Злой; Радостный - печальный; Быстрый-Медленный; Частый - Редкий; Мягкий - твердый; Ясный- пасмурный; Высокий-низкий) 13. Игра с перекатыванием мяча «Из чего сделано?» Вот предмет, а из чего люди сделали его? Цель: закрепление в речи употребления относительных прилагательных и способов их образования. Методическое указание. Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится работа по картинкам, после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом. Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». Взрослый: Рукавички из меха. Ребёнок: Меховые (Тазик из меди. Медный; Медвежонок из плюша. Плюшевый; Рукавички из шерсти. Шерстяные; Стакан из стекла. Стеклянный; Ваза из хрусталя. Хрустальная). 16. Игра «Лови да бросай — цвета называй» Что у нас какого цвета — Мы расскажем вам об этом. Цель: согласование существительных с прилагательным, обозначающего цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения. Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Взрослый : красный - ребёнок: мак, огонь, флаг (оранжевый - апельсин, морковь, заря; красное- яблоко, одеяло, платье и т.д. Жёлтый - цыпленок, шар, одуванчик.
14. Игра с подбрасыванием мяча в верх «Кто лишний» Распознаем мы сейчас, Что же лишнее у нас. Цель: закрепление умения выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. Ход игры: Взрослый., бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: Голубой, красный, спелый. Кабачок, огурец, лимон. Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима. Понедельник, вторник, лето, воскресенье. День, ночь, утро, весна. Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово. 15. Игра с перебрасыванием мяча «Чей хвост? Чья голова?» Чья у зверя голова, подскажи скорей слова Цель: расширение словаря за счет употребления притяжательных прилагательных. Методическое указание. Игра проводится после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях. Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова чья?, а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «воронья». Примеры: у рыси голова рысья; у рыбы — рыбья; у кошки — кошачья; у сороки — сорочья; у зайца — заячья; у кролика — кроличья; у верблюда — верблюжья; у лошади — лошадиная; у утки — утиная; у лебедя — лебединая; у оленя — оленья; у лисы — лисья ;у собаки — собачья; у птицы — птичья; у овцы — овечья; у белки — беличья; у медведя — медвежья; у тигра — тигриная; у курицы — куриная; у голубя — голубиная; у орла — орлиная. Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными 16. Игра с перекатыванием мяча «Что каким бывает?» Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает. Цель: расширение словаря за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости. Ход игры. Взрослый перекатывая мяч ребёнку спрашивает: Что бывает круглым? Ребёнок возвращая мяч отвечает: (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.) • 2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.) • 3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф.) • 4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.) • 5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.) • 6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.) • 7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.) • 8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка.) • 9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.) • 10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.) • 11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка). • 12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей.) 17. Игра с перебрасыванием мяча «Один — много» Мы — волшебники немного: был один, а станет много. Цель: закрепление в речи различных типов окончаний имен существительных. Ход игры. Взрослый бросает мяч ребёнку, называя имена существительные в единственном числе, ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол. Примеры: Стол столы; двор — дворы; нос — носы; гора — горы нора — норы; мост —мосты; дом — дома; глаз — глаза; луг — луга; город — города; провод — провода; холод — холода; день — дни; пень — пни; сон — сны; лоб — лбы; ухо — уши; стул — стулья; кол — колья; лист — листья; перо — перья; крыло — крылья; дерево — деревья; носок — носки; чулок — чулки; кусок — куски; кружок — кружки; дружок — дружки; прыжок — прыжки; утенок — утята; гусенок — гусята; цыпленок — цыплята; тигренок — тигрята; слоненок — слонята. 18. Игра с перебрасыванием мяча «Веселый счет» Сколько их — всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем. Цель: закрепление в речи согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции. Ход игры: Взрослый бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь».). Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных. Примеры: один стол - пять столов; один слон — пять слонов; один шкаф — пять шкафов; один гусь — пять гусей; один лебедь — пять лебедей; один журавль — пять журавлей; одна гайка — пять гаек; одна майка — пять маек; одна шишка — пять шишек; один утенок — пять утят; один гусенок — пять гусят; один цыпленок — пять цыплят; один заяц — пять зайцев; один палец — пять пальцев; одно платье — пять платьев; одна шапка — пять шапок; одна перчатка — пять перчаток; одна банка — пять банок; одна рукавица — пять рукавиц; одна пуговица — пять пуговиц; 18. Игра с мячом
«Где мяч?» Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь. Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания. Ход игры. Вариант 1. Ребёнок выполняет задание с мячом: «Подними мяч над головой, положи мяч у правой ноги, положи мяч на ковер, перед собой» и т. п. Вариант 2. Ребёнок отвечает на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом.) 19. Игра перебрасыванием мяча «Вчера, сегодня, завтра» То, что было, то, что будет, Каждый помнит — не забудет. Цель: закрепление умения ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, воображения, фразовой речи. Ход игры. Взрослый бросает мяч по очереди всем играющим, задавая вопросы: Ты ответь мне, будь добра, Что ты делала вчера? Все ли сделал, что хотел? За сегодня что успел? Я еще узнать хотела — Что ты завтра будешь делать? Ребёнок, возвращая мяч взрослому, отвечает на вопросы. и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол. 20. Игра с передачей мяча «Что за чем?» Что за чем у нас идет каждый год и круглый год? Цель: Закрепление временных понятий в активном словаре ребенка, развитие мышления. Ход игры. Взрослый передаёт мяч и задает вопросы. Например: «Зима. А что за нею?». Игрок отвечает: «Весна», и передаёт мяч ведущему. Варианты вопросов: «Зима. А что за нею?» — «Весна. А что за нею?» «Сколько месяцев в году?» «Назовите летние месяцы». «Назовите первый месяц весны». «Назовите последний месяц зимы». «С какого месяца начинается осень?» «Каким месяцем заканчивается осень?» Дата изменения информации: 03.12.2018 14:21 |